
Словарь терминов
Что нужно знать?
Параметры — нужно определиться с параметрами изделия и сообщить: формат, красочность, способ скрепления и спецэффекты, которые вы хотели бы видеть.
Допечатные процессы — стадии полиграфической технологии, которые связаны с подготовкой издания к печати. Как правило, это набор, цветоделение, обработка текста и изображения, верстка полос издания, монтаж и раскладка полос на печатном листе. А также изготовление печатной формы.
Верстка — монтаж полос издания заданного размера из составных элементов: наборных строк текста, заголовков, формул, таблиц, репродукций иллюстраций, украшений, колонцифр, колонтитулов и т.д.
Тираж — общее число экземпляров издания.
Спецэффекты — например, ваше изделие можно дополнительно покрыть лаком или прозрачной пленкой. Сроки будут зависеть от количества послепечатных операций.
Формат — линейные размеры (длина, ширина или высота) печатной формы, листа бумаги, книжного блока и т.п. выраженные в метрических или типометрических единицах. Стандартная система обозначения форматов — А5, А4, А3 и т.д.
Макет — это пример, по которому делают верстку полос издания и монтаж. Макет выполняется в специальных дизайнерских программах (Adobe InDesing – indd и др.).
Макетирование — чтобы макет был исполнен быстро и качественно, дизайнер должен получить подробное и четкое задание. Чем больше пожеланий и деталей вы укажете, тем быстрее и качественнее будет сделан макет. Все фото должны быть в хорошем разрешении. Текст необходим в формате Word в максимально финализированном виде.
Кривые — это специальный электронный формат представления графики и текста, который необходим для печати издания.
Выполняя верстку, дизайнер переводит текст, который вы предоставляете в Word, в кривые, т.е. каждое слово переводится в векторный контур с контрольными точками, соединяющимися между собой.
После перевода текста в кривые любые изменения по тексту занимают очень много времени. Именно поэтому текст лучше всегда редактировать в Word и предоставлять дизайнеру уже в конечном виде. Так верстка займетминимум времени.
Верстка — это процесс создания электронного файла с макетом, с которого потом будет осуществляться печать.
Исходные материалы — это материалы, с помощью которых будет осуществляться создание или верстка макета. С текстом все просто, его достаточно предоставить в формате Word. Все фотоимиджи нужны обязательно отдельно в хорошем разрешении, иначе при печати они получатся расплывчатыми.
Если верстка уже есть, но ее нужно доработать или перевести на русский язык, то необходимо предоставить файл верстки в дизайнерском формате (ai, indd).
Растровые изображения высокого разрешения — это фотоимиджи в разрешении, требующиеся для данного макета. Размер разрешения, который необходим, зависит от размера фотоизображения, которое будет размещено в материале.
Стандартные форматы бумаги
Серия А |
Формат (мм) |
---|---|
А0 |
841х1189 |
А1 |
594х841 |
А2 |
420х594 |
А3 |
297х420 |
А4 |
210х297 |
А5 |
148х210 |
А6 |
105х148 |
А7 |
74х105 |
А8 |
52х74 |
А9 |
52х37 |
А10 |
52х26 |
Красочность
Указывает, сколько красок используется при печати на одной полосе.
Для получения обычного цветного изображения используются четыре основные краски — голубая, пурпурная, желтая и черная. Из первых букв названий этих цветов на английском языке (Cyan, Magenta, Yellow, Black) и образовалась известная аббревиатура CMYK (CMYB). Такая печать называется полноцветной. Различные оттенки получаются за счет смешения этих красок в определенных пропорциях, различные тона и полутона получаются путем разбивки изображения на мелкие точки (растр). Именно так выглядит цветное изображение, если посмотреть в лупу или микроскоп.
Красочность. Для обозначения красочности в полиграфии принято просто указывать цифрой количество красок. Таким образом, красочность листовки с полноцветной печатью на одной стороне будет обозначаться «4+0». Если же полноцветное изображение печатается с двух сторон, его красочность будет «4+4». Аналогичным образом обозначаются черно-белые материалы.
Пантон (Pantone) — составная краска. Применяется для прокрашивания ровных плашек; используется для точной передачи какого-либо цвета, чаще всего фирменных, либо в одно-, двух- или трехкрасочной печати.
Способы печати
Офсетная, цифровая, трафаретная, УФ-печать, флексопечать, широкоформатная
Печать офсетная — технология печати, предусматривающая перенос краски с печатной формы на запечатываемый материал не напрямую, а через промежуточный офсетный цилиндр.
- Высокое качество
- Печать больших тиражей
- Высокая точность печати
- Возможность применять декоративный УФ-лак, вырубку и другие спецэффекты, требующие высокой точности
- Широкий диапозон различных материалов (бумага, картон, пленка и др.)
- Длительный процесс допечатной подготовки
- Изготовление пробного экземпляра — сложно и дорого (но для контроля цвета можно изготовить цветопробу)
Печать цифровая — технология получения тиражной печатной продукции с помощью «цифрового» оборудования, которое воспроизводит продукцию непосредственно с электронных файлов, получаемых от рабочих станций. При этом используются цифровые лазерные печатные машины. Особенности цифровой печати:
- Оперативность
- Возможности печати малых и сверхмалых тиражей
- Возможность вывода на печать пробного листа
- Возможность персонализации (например, индивидуальная нумерация каждого изделия)
- Контролировать цвет при печати сложно
- Невысокая точность печати не позволяет использовать большинство спецэффектов
- Ограничения по используемым материалам (как правило, можно использовать только специальные бумаги).
Печать трафаретная — метод воспроизведения изображений (монохромных или цветных) при помощи трафаретной печатной формы, сквозь которую краска проникает на запечатываемый материал. Разновидностью трафаретной печати называют шелкографию, где в качестве формного материала используются специальные сетки. Печать соответствующими красками может проводиться практически на любых материалах: на бумаге, пластике, ПВХ, стекле, керамике, металле и т. д.
Печать ультрафиолетовая (УФ-печать) — это способ печати, с использованием УФ-отверждаемых чернил, которые застывают (фотополимеризируются) под воздействием ультрафиолетового излучения, образуя толстую пленку на запечатываемом материале: бумаге, картоне, полилите, металлизированном материале, самоклеящейся пленке, полипропилене и т. д.
Печать флексографическая (флексопечать) — это способ печати с использованием гибких резиновых форм и быстровысыхающих жидких красок. Данный вид печати – один из профилирующих видов, с помощью которого получают изображение на различных материалах (полиэтилен, полипропилен, целлофан, бумага, пленка) и др.
Печать широкоформатная — многокрасочная струйная печать на различных полимерных рулонных материалах: бумаге, баннерной ткани, сетке, специальных текстильных материалах. Она используется для наружной и интерьерной рекламы, ширина печати таких машин может достигать пяти метров, а длина — десятков метров.
Контроль цвета. Вы можете проконтролировать цвет до печати всего тиража с помощью цветопробы. Для этого утвержденный макет распечатывается на специальной фотобумаге. На цветопробе можно увидеть тот цвет, который получится при печати. Однако цвет на экране монитора или при распечатке на цветном принтере является некорректным. Для определения цветопередачи нужна цветопроба. По цветопробе можно контролировать только цвет, она не показывает плотность изделия и не может быть использована для согласования правок в макете.
Виды бумаг
Плотность бумаги обычно указывают в граммах на квадратный метр. Это позволяет рассчитать вес изделия, зная только его формат.
Офсетная бумага не имеет покрытия, поэтому по ней можно без проблем писать любой ручкой или карандашом. С отсутствием покрытия и связана основная особенность такой бумаги в печати – она впитывает краску, и изображение получается слегка приглушенным.
Плотности офсетных бумаг: 80, 100, 120, 140, 170, 190 г/м2.
Мелованная бумага. Это наиболее популярный вид бумаги в офсетной полиграфии. Мелованная бумага состоит из основы с нанесенным на нее покровным слоем. Бумага при печати поглощает только растворитель, содержащийся в краске, а само изображение получается четким и красочным. Мелованная бумага бывает глянцевой и матовой. Глянцевая бумага блестит. Матовая, соответвенно, блеска не имеет.
Плотности мелованных бумаг: 90, 115, 130, 150, 170, 200, 250, 300 г/м2.
Картон — это полиграфический материал с наиболее высокой плотностью (от 300 г/м2), изготавливаемый из волокнистой древесной массы, полуцеллюлозы, небеленой целлюлозы, макулатуры.
Основным его отличием — является более рыхлая структура, за счет которой достигается большая толщина и прочность материала. В полиграфии различают картон трех видов: упаковочный, полиграфический, переплетный и дизайнерский.
Плотности картона: 215, 230, 250, 270, 300, 350, 400, 600 г/м2.
Дизайнерская бумага — это совершенно особые специальные бумажные материалы, которые отличаются от традиционных как технологиями изготовления, порой уникальными и нередко ручными, так и используемыми компонентами. За счет этой уникальности, естественно, получаются сорта бумаги, область применения которых имеет эксклюзивный характер.
Плотности дизайнерских бумаг: 115, 130, 150, 170, 200, 250, 270, 300 г/м2.
Упаковка продукции
Сборка — при изготовлении рекламной печатной продукции и POS-материалов часто возникает необходимость в ручной сборке. Сборка требуется для большинства POS-материалов, например для воблеров и др., выполнение всей необходимой работы для получения полностью готовых к использованию продуктов.
Маркировка — это идентификационная метка, информационный знак товара. Это может быть этикетка, ярлык, вкладыш и т.д. Маркировка может содержать информацию о цене, качестве и количестве товара, об изготовителе товара, о способах эксплуатации продукта.
Термоусадка — полимерная пленка, способная сокращаться под воздействием температуры. Получают такую пленку растяжением полимерного материала в высокоэластичном нагретом состоянии с последующим охлаждением.
POS-материалы
Основные виды POS-материалов и рекламной полиграфии
Вобблер — подвешенный на тонкой ножке рекламный указатель, который предназначен для выделения товара в местах продаж.
Гирлянда — POS-материал, состоящий из множества флажков, обычно от 5 до 25 штук, имеет 5–6 различных картинок, предназначена для закрытых помещений.
Диспенсер — подставка из жесткой бумаги, картона или пластика с рекламным текстом или изображением. Существуют цельнокройные и с приклейным карманом или блокнотом.
Дисплей — вид POS-материала для оформления витрин и проведения рекламных кампаний. Существуют дисплеи-панели, дисплеи-сендвичи, дисплеи-фигуры, дисплеи витрины Мобайл — подвешенная к потолку или кронштейну легкая рекламная конструкция.
Муляжи упаковок — трехмерная картонная конструкция большого размера, имитирующая оригинальную упаковку.
Т-денглер — подвешенный на тонкой ножке рекламный указатель, изготовлен из прозрачного пластика, не боится влажности, POS-материал, рекламирующий товар под открытым небом.
Шоу-боксы — трехмерная картонная конструкция большого размера, используется как рекламоноситель.
Панкарты — это разновидность POS-материалов в форме большого плаката, который крепится с помощью специальных опорных «ножек». Панкарты ценны своей мобильностью и красочностью. Их можно перемещать из одного места в другое, это значительно расширяет возможности мерчандайзерских решений на местах продаж. Возможен односторонний или двухсторонний вид печати, стандартная прямоугольная форма или креативная оригинальная концепция.