Все дело в коробке, или как Procter&Gamble повышал свои продажи
Далеко не все знают, что товарной упаковке уже более шести тысяч лет. В начале IV тысячелетия до нашей эры в Древнем Египте и Месопотамии научились делать глиняные горшки для хранения жидких и сыпучих продуктов. Позже в качестве тары стали применять шкуры животных, тканые и плетеные изделия, короба из дерева. В начале новой эры в Китае изобрели бумагу, но в Европу бумажная упаковка пришла лишь через IX веков.
Мешки из кожи рыб, которые использовались в качестве упаковки. конец XIX века
Как тара превратилась в упаковку
Справедливости ради заметим, что все перечисленные виды упаковки на самом деле являлись тарой. Они выполняли две функции: обеспечивали физическую целостность товара при перевозке и хранении и по возможности защищали его от негативного влияния извне (высокие и низкие температуры, влага и загрязнение, солнечный свет и т.д.).
Средневековые мешки для вина и других жидких продуктов
Никакой информационной нагрузки и эмоциональной составляющей древняя тара не несла, за исключением разве что изделий для привилегированных особ, которым могли, например, преподнести дары в футляре из чистого золота или шкатулке из драгоценной слоновой кости. На такие изделия мастера наносили изысканный декор и соответствующие надписи.
Новая эра упаковки началась лишь в XVIII веке, когда человек освоил печатные технологии и научился массово наносить текст и изображение на различные материалы – бумагу, дерево, металл. Коробки, бутылки, металлические и стеклянные банки стали также оклеивать информационными носителями – этикетками и плакатами различных размеров. Размещение информации на упаковке необходимо для того, чтобы:
- Рассказать потребителю о свойствах товара и правилах его хранения.
- Донести информацию о преимуществах товара. Использовать эмоциональное воздействие на зрителя, апеллируя к его чувству юмора, умение создать интригу.
- Обеспечить имиджевое продвижение производителя или продавца среди представителей целевой аудитории (ЦА).
- Привлечь внимание покупателя к товару или месту его выкладки с помощью мерчендайзинга.
Параллельно стало востребованным изготовление дизайнерской упаковки, призванной подчеркнуть не просто качество, но и уникальность той или иной продукции. Нередко такая упаковка изготавливалась в единственном экземпляре и сама являлась шедевром прикладного искусства.
Как Procter&Gamble повысил продажи за счет упаковки
Вот любопытный пример из истории упаковки. Это обертка знаменитого «мыла из слоновой кости», созданного компанией Procter&Gamble в 1878 году. Оно имело необычный по тем временам белый цвет и не тонуло в воде. Сначала его назвали просто White Soap (белое мыло). Но интриги не было, а стоила новинка 10 центов – дороже, чем обычное желтовато-серое мыло.
Доктор Гэмбл как-то пошел в воскресенье в церковь. В проповеди упоминались библейские дворцы из слоновой кости. И доктора осенило. Продукт назвали «мылом из слоновой кости», и за ним тут же выстроилась очередь.
Вот так выглядела легендарная упаковка мыла из слоновой кости
Новые технологии – современные возможности упаковки
Появление полимерных, а затем сверхлегких композитных материалов во второй половине XX века открыли новые возможности и премиальной, и серийной упаковки.
Стало возможным изготовление коробок для многокомпонентных хрупких товаров с ложементами, идеально совпадающими по форме с вложением. Печатные технологии нового поколения позволили наносить на коробки изображения сверхвысокой четкости и разрешения. Техника декорирования (тиснение, конгрев, ламинирование, покрытие лаком) перестала быть ручной – все операции отдали машинам, в разы повысив скорость изготовления элегантной и привлекательной упаковки.
Последним достижением в этом направлении стало внедрение быстроотверждаемых УФ-лаков и красок, а также новой технологии Scodix, которая позволяет создавать выборочное лакирование, фольгирование и эффекты конгревного тиснения без применения клише, что позволило снизило время финишной отделки упаковки. Одновременно еще больше возросли стойкость и качество изображений.
Современная премиальная упаковка способна творить чудеса и поражать воображение потенциального покупателя не хуже спрятанного внутрь товара. Эксклюзивное качество материала коробки, выверенное цветовое решение, функциональный ложемент, надежно защищающий товар от превратностей судьбы – все это создает особую гармонию формы и содержания, заставляет поверить в исключительное качество товара даже бывалого скептика.
Виртуальная жизнь упаковки
Рекламную роль упаковки также никто не отменял, с развитием электронной коммерции лишь изменились некоторые аспекты экспонирования. Если раньше важно было грамотно подать товар на полке или витрине, то теперь главная забота дизайнера – сделать так, чтобы продукт максимально выигрышно смотрелся на экране компьютера или мобильного телефона потенциального клиента.
Эксклюзивная упаковка с секретом и вложением – внутри фрагменты цветных прядей, брошюра, образцы красок
Где нужна премиальная упаковка
Наиболее востребована эксклюзивная упаковка в следующих специализациях розничной торговли:
- – парфюмерия и косметика;
- – ювелирные изделия;
- – кондитерские изделия;
- – цветы;
- – элитные алкогольные напитки;
- – эксклюзивные подарки;
- – сувениры;
- – галантерейная продукция;
- – образцы продукции.
Упаковка для алкогольной продукции с ложементом из дизайнерской бумаги и упаковка для ювелирных украшений с ложементом из флока
Для привлечения внимания могут выступать различные элементы и свойства упаковки:
- – яркая и насыщенная цветовая гамма или, наоборот, строгая однотонная;
- – необычная геометрическая конструкция, сочетание разных материалов;
- – оригинальная фактура – глянец, шероховатость, рельефный орнамент;
- – наличие брендовых надписей и логотипов;
- – покрытие лаком;
- – декор граней упаковки материалом-лайнером (дизайнерская бумага, ткань, замша, искусственная кожа);
- – нестандартные способы открытия;
- – необычная конструкция коробки (например, коробка-трансформер или упаковка, повторяющая форму продукта.
Упаковка для набора декоративной косметики